Основные принципы закаливания

Сегодня система Порфирия Иванова находит не только все новые теоретические подтверждения, но и внедряется в практику. Как один из впечатляющих примеров можно назвать добровольное общество «Истоки» им. П. К. Иванова при Самарском государственном педагогическом институте им. В. В. Куйбышева (научно-исследовательская лаборатория «Здоровье»). Здесь в результате длительной работы созданы практические методики использования принципов системы Учителя Иванова, в частности, по закаливанию детей дошкольного возраста, и даже разработаны на основе богатого практического материала определенные методические рекомендации для работников дошкольных учреждений.

Основные принципы закаливания системы П. К. Иванова, которые позволяют достичь желаемых результатов, кратко приведены ниже.

Регулярность. Суточные ритмы наиболее эффективны и устойчивы в организме, им подчиняется деятельность многих органов и систем. При ежедневных занятиях, которые проходят в одно и то же время суток, эффективность процедур возрастает.

Постепенность. Постепенное увеличение нагрузки и поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют медленнее, но зато увереннее достигать результата.

Интенсивность. Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция организма. Закаливающий эффект будет выше там, где применяли более холодную воду меньшее время в сравнении с тем, когда использовали воду потеплее, но долгое время.

Сочетаемость общих и местных охлаждений. Скажем, при обливании стоп тело остается незакаленным, и наоборот, обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма – при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница).

Многофакторность природного воздействия, т. е. использование солнца, воздуха, земли, снега и обращение к ним непосредственно на лоне природы (купаться не в бассейне, а в реке, ходить босиком не только по полу, но и по мягкой тропинке, по снегу во дворе и т. д.).

Комплексность. Процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня.

Положительный эмоциональный фон. Ощущение процедуры должно оставаться на грани приятного, с учетом всех индивидуальных особенностей психики и физиологии ребенка, а также состояния его здоровья.

Таким образом, главной особенностью природного оздоровления П. К. Иванова следует считать систему закаливания, формирующую веру в здоровый образ жизни, а не комплекс поведенческих стереотипов. Система в целом состоит из нескольких, постоянно сменяющих друг друга ступеней оздоровления, начинаясь дома, с пробуждением, продолжаясь в течение дня и заканчиваясь вечером перед сном.